муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 5» г орода Смоленска

Методическая разработка внеклассн ого мероприятия

в начальной школе

Тема: «Разговор о правильном питании»

на конкурс

«Формирование культуры здорового питания»

учитель начальных классов

2017 г.

Пояснительная записка

Данное воспитательное мероприятие (разработка) о правильном питании ориентировано на детей младшего школьного возраста (1- 4 классы). Это одно из серии запланированных занятий на тему о здоровье и ЗОЖ. Игровая форма занятия поможет заинтересовать учащихся.

К занятию разработана презентация, имеется приложение (раздаточный материал).

Цель занятия: формировать у детей представление о здоровом питании, рассказать о значении питания для человека; объяснить, что такое полезная пища и почему пища должна быть разнообразной. Развивать умения правильно питаться. Прививать детям здоровый образ жизни.

Задачи: - ознакомить с понятиями: “правильное питание”, “полезные продукты”, “аппетит”, “витамины”; - учить различать полезные и вкусные продукты; - познакомить с правилами правильного питания;

Прививать культуру питания;

Развивать познавательный интерес к данной теме;

Обогащать и расширять словарный запас учащихся;

Развивать внимание, память, мышление;

Развивать речь учащихся, умение правильно формулировать свои высказывания (ответы) в устной форме, корректно вести учебный диалог;

Развивать умение слушать объяснения учителя, слушать и оценивать ответы товарищей;

Мотивировать у учащихся стремление к сохранению своего здоровья; формировать стремление вести правильный, а значит, здоровый образ жизни.

Ожидаемые результаты: Это мероприятие направлено на просвещение младших школьников о правильном приёме пищи и воспитание культуры питания у детей.

I . Организационный момент (эмоциональный настрой на работу).

Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите друг к другу в глаза и подарите улыбку. Я вам сейчас прочитаю небольшое стихотворение, а вы в это время постарайтесь передать своему соседу заряд бодрости и тепла через рукопожатие. Готовы?
Пусть будет мир на земле,
И овощи-фрукты на нашем столе,
И чтоб здоровье крепким было,
И никогда не подводило.
Чтобы стучалась радость в дом
Утром, вечером и днем!

Теперь я прошу, ребята, присесть на свои места и настроиться на интересную работу.

II . Основная часть занятия.

1.Подготовка к восприятию нового материала (актуализация).

А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопрос. Когда вы встречаете знакомых, друзей, гостей, вы что им говорите? Как вы их приветствуете? (Здравствуйте)

Какое пожелание вы предаёте этим словом (желаем доброго здоровья, быть здоровыми).

А как вы понимаете, что же такое здоровье? (Предполагаемые ответы: здоровый человек не болеет, он сильный, смелый, ловкий, выносливый, добрый, бодрый и весёлый, ему любая работа по плечу, хорошо работает или учится…)

Одного мудреца спросили: "Что является для человека наиболее важным, ценным в жизни - богатство, слава?" Мудрец, подумав, ответил: "Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного короля".

Вы согласны с мнением мудреца? (Да.)

Понятие «здоровье» очень многогранно.

Существует всемирная организация здоровья. Она приняла вот такое определение здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровье во многом зависит от самого человека. А что надо делать человеку, чтобы быть здоровым? Что для этого нужно? (Предполагаемые ответы: закаляться, делать зарядку, заниматься спортом, больше двигаться, чистить зубы, следить за чистотой своего тела и т. д.) В общем, надо вести здоровый образ жизни.

2.Вводная беседа с учащимися, сопровождаемая рассказом учителя.

А как вы, ребята, думаете, что же такое здоровый образ жизни?

Я, ребята, хочу вам рассказать об одном мальчике. Он хорошо знает все правила сохранения и укрепления здоровья. Знает, но почти никогда их не выполняет. То забывает, то ленится, то спешит куда-то и говорит себе: «Вот завтра всё буду делать правильно, а сегодня уж как-нибудь». Но наследующий день повторяется тоже самое. Как вы думаете, будет ли этот мальчик здоровым?

Правила сохранения и укрепления здоровья только тому приносят настоящую пользу, кто следует им не от случая к случаю, а постоянно, кто живёт по этим правилам. О таком человеке говорят: он ведёт здоровый образ жизни.

Понятие образа жизни включает следующие составляющие: (на слайде или на доске)

- питание

- физическая активность

- отношение к вредным привычкам

- психологический микроклимат

- половое воспитание

Естественно, что в зависимости от этих составляющих и образ жизни может быть разным.

Обо всех составляющих сегодня мы, конечно, не успеем поговорить. О психологическом микроклимате мы с вами говорили на внеклассном мероприятии, о половом воспитании (о воспитании мальчиков и девочек) вы узнаете на уроках биологии в старших классах. А о чём сегодня пойдёт речь, вы догадаетесь из стихотворения. Вот послушайте:

Человеку нужно есть,

Чтобы встат и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться,

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Догадались? О чем мы будем говорить сегодня? (о правильном питании)

3. - Тема нашего занятия «Разговор о правильном питании» (на слайде или на доске)

4. - Девизом занятия будут слова: (на слайде или на доске)

Прежде, чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть.

Чтобы расти и крепнуть, важно правильно питаться. А что это значит? (Есть в одно и тоже время, понемногу, 4-5 раз в день…)

Еда – это своеобразное топливо для нашего организма, которое при переработке превращается в энергию. Для того чтобы наш организм всегда был энергичным мы должны принимать пищу несколько раз в течение дня. Давайте составим режим питания школьника. Сколько раз в день должен питаться человек, чтобы его организм постоянно вырабатывал энергию? (4 раза).

- Как называется первый, утренний прием пищи? (Завтрак)

Сколько раз можно позавтракать? (2 раза: 1-й завтрак и второй завтрак).

- Для того, чтобы пища приносила пользу, она должна приниматься в одно и то же время. В какое время нужно завтракать в первый раз? (в 7.30)

- Второй раз мы завтракаем в школе. Кто помнит, в какое время? (После 2 урока)

- Как называется следующий прием пищи? (Обед)

- В какое время мы обедаем? (с 13.00 до 14.00)

- Для того, чтобы перерыв между обедом и ужином не был слишком большим, существует еще один прием пищи. Как он называется? (Полдник)

Определите время полдника. (с 15.30 до 16.30)

- Как называется последний прием пищи? (Ужин)

- Врачи диетологи советуют ужинать за 2-3 часа до сна. Определите время ужина. (19.00-19.30)

Какое же правило мы должны запомнить?

Необходимо соблюдать режим питания. (Надпись появляется на слайде)

Зависит ли наше здоровье от того, что мы едим?

Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание - условие здоровья, неправильное - приводит к болезням.

Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?

5. Практическая работа.

У вас на партах лежит меню. Айболит предлагает вам выбрать из двух меню одно правильное. Работаем в парах . (Перечислите, какие продукты полезны для вашего здоровья? А какие нужно есть в ограниченном количестве, относиться к ним осторожно?) Меню в Приложении №1

Меню №1

1 Завтрак:

2 Завтрак : шоколадка, пепси-кола (кока-кола).

Обед: 2 кусочка торта, курица копчёная, макароны отварные с кетчупом, какао.

Полдник: батончик «Сникерс», фанта.

Ужин: рыба жареная, картофельное пюре, морковь острая по-корейски, кофе, пирожное.

Меню №2

1 Завтрак: каша гречневая с молоком, хлеб пшеничный с маслом, какао с молоком

2 Завтрак : груша.

Обед:

Полдник: йогурт, печенье.

Ужин:

6. Творческая работа (групповая работа – по рядам)

Вам предстоит продолжить сказку:

"Жил - был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда".

Какая беда могла случиться с принцессой?

Посоветуйте королю, как можно вылечить принцессу.

Расскажите, как правильно питаться. (Ответы учащихся всех групп)

Что значит "разнообразное " питание?

6. Загадки об овощах и фруктах .

Айболит вам приготовил загадки. Берёте из корзинки карточку, читаете загадку, отгадываем, проверяем (отгадка на обратной стороне карточки).

В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)

На грядке зелёный,
А в бочке солёный. (Огурец)

Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зелёные пятки. (Морковь)

Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нём сто одёжек
И все без застёжек. (Капуста)

Как слива, темна,
Как репа, кругла.
На грядке силу копила,
К хозяйке в борщ угодила. (Свёкла)

Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

Я вырос грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слёз доведу. (Лук)

Круглый, круглый, сладкий, сладкий,

С полосатой кожей гладкой,

А разрежешь – посмотри:

Красный, красный он внутри. (Арбуз)

Красная девица,

Каменное сердце. (Вишня)

Лежит на грядке зелёный
здоровячёк, а имя ему…(кабачок)

Кругла. А не месяц.

Желта. А не масло.

Сладка, а не сахар.

С хвостом, а не мышь. (Репка)

Огурцы они как будто,

Только связками растут,

И на завтрак эти фрукты

Обезьянам подают. (Бананы)

Синий мундир,

белая подкладка,

в середине – сладко. (Слива)

Отгадать не очень просто –

Вот такой я фруктик знаю-

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе,

Птица есть еще такая,

Называют также – … (Киви)

Ни в полях. Ни в садах.

Ни у вас и ни у нас,

А в тропических лесах

Вырастает …. (Ананас)

Ученик читает стихотворение:

Витамины – просто чудо!

Сколько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед нами отвернут.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условие.

А кто знает другие загадки об овощах, фруктах и ягодах? Загадайте.

7. Д/и «Распредели овощи и фрукты».

Участвуют две группы учащихся (два ряда). Учащиеся получает набор карточки (лото) с изображением овощей и фруктов. Карточки (лото) нужно распределить в две стопки (овощи, фрукты).

Какие фрукты вы любите?

А овощи?

8. Дидактические игра для третьей группы:

Д/Игра «Поварята».

Повар должен выбрать овощи на карточках-лото, необходимые для борща.

Как вы думаете, овощи и фрукты - полезные продукты? Почему?

В овощах и фруктах очень много витаминов. Овощи как бы «приглашают аппетит», так как в организме начинается выделение желудочного сока. Таким образом, и другие блюда лучше усваиваются. Обед поэтому рекомендуется начинать с салатов, а затем обязательно первое блюдо.

9. Оздоровительная минутка.

Д/игра «Вершки и корешки».

Если едим подземные части продуктов, надо присесть, если наземные - встать во весь рост и вытянуть руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква, горох, патиссон, редис, кабачок, редька.)

10. Это интересно!

Слово "витамин" придумал американский учёный - биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество ("амин"), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita ("жизнь") с "амин", получилось слово "витамин". Детям надо съедать в день 500 - 600 г овощей и фруктов.

Недаром говорится в пословицах:

Овощи кладовая здоровья”, “Овощи и фрукты - полезные продукты”

11. - Ребята, прочитайте пословицы и объясните их смысл:

А) Хорошего понемножку, сладкого не досыта.

Б) Сладок мёд, да не по две ложки в рот.

В) Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

Г) Если много съешь, то и мёд горьким покажется.

Д) Наелся, как бык, не знаю, как быть.

Е) Когда я ем, я глух и нем.

Ж) Овощи - кладовая здоровья.

З) Плох обед, коли хлеба нет.

И) Без хлеба - не будет и обеда.

К) Если про кашу не забудешь - здоровым будешь.

Л) Гречневая каша - матушка наша.

Что объединяет все эти пословицы?

Давайте сделаем вывод.

Я вам предлагаю послушать письмо, которое для вас передала доктор нашей школы, Олеся Владимировна:

“Здравствуйте, ребята! От правильного питания человека зависят его нормальный рост, развитие и здоровье. Организм сопротивляется лучше различным болезням, в том числе инфекционным, если правильно питаться. Пища должна дать организму всё необходимое для происходящего в нём усиленного роста и развития. Необходимо, чтобы она содержала в себе те вещества, из которых состоит человеческий организм: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. О многом вы узнаете на следующих занятиях».

Ребята, вы хотите узнать, как вырасти сильным, красивым, здоровым? (Ответы детей)

Для этого надо соблюдать режим дня, следить за чистотой своего тела, заниматься гимнастикой и есть полезные продукты.

Посмотрите на экран. Давайте вместе прочитаем вопросы Айболита и попытаемся на них ответить. (Слайд или на доске)

12. Вопросы для детей на экране (доске):

1. Какие продукты полезны?

2. Как правильно есть?

3. Почему лучше есть в одно и то же время?

4. Знаете ли вы, из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

5. Что такое меню?

6. Почему нельзя переедать?

7. Какие напитки полезно пить?

Человек на 70% состоит из воды. Самый распространённый напиток – это чай. Чаю уже более 5 000 лет. Он пришёл к нам из Китая. А на Руси пили – морсы, рассолы, квас, кисели. Совсем недавно люди научились сохранять соки, полученные из фруктов и овощей.

13. Проведение опыта «Вулкан»

- Для того, чтобы продемонстрировать, какой вред может нанести употребление вредных продуктов вашему организму, предлагаю провести такой опыт. Перед вами напиток Пепси, поднимите руку, кто часто употребляет этот напиток? А вот это обычная конфета, Ментос, ее вы тоже любите. Давайте опустим эту конфету в бутылку с напитком (ребенок выходит и помогает). Посмотрите, какая реакция может произойти в нашем организме при употреблении этих продуктов.

- Какой же вывод можно сделать? (Нужно употреблять в пищу только полезные продукты).

14. Работа в группах.

а) Одна группа восстанавливает поговорку и объясняет её смысл.

б) Другая группа работает со словарём и ищет обозначение слова аппетит.

Ребята, мера нужна и в еде,

Чтоб не случиться нежданной беде,

Нужно питаться в назначенный час,

В день понемногу, но несколько раз.

Этот закон соблюдайте всегда,

И станет полезною ваша еда.

В питании тоже важен режим, тогда от болезней мы убежим.

Надо ещё про калории знать,

Чтобы за день их не перебрать!

Плюшки, конфеты, печенье, торты

В малых количествах детям нужны.

15. Музыкальная пауза: песенка Обжор (из спектакля «Леопольд и другие»)

16. Физкультминутка

Я с горы на лыжах еду,
Мишка кубарем летит.
Прибежали мы к обеду
И пришёл к нам Аппетит.
Вместе с ним за стол мы сели,
С Аппетитом всё мы съели.
Приходи к нам, Аппетит!
Наша мама говорит,
Что хороший Аппетит
Никому не повредит.

Что такое аппетит? Давайте послушаем ребят, которые нашли информацию в словаре.

Аппетит – это…

17. Игра «Соедини начало пословицы о питании с ее концом» (работа в парах).

1. Всякому нужен........................ и обед, и ужин.

2. Голодному Федоту.................. любые щи в охоту.

3. Если щи хороши..................... другой пищи не ищи.

4. Ржаной хлебушко................................. калачу дедушка.

5. Больному помогает врач, ........ а голодному - калач.

Самопроверка на слайде (доске).

Какие продукты приносят вред?

Какой вред они наносят здоровью?

«Всё полезно, что в рот полезло» (на слайде или на доске)

Как вы относитесь к данному мнению? Посмотрите внимательно на полезные и вредные продукты. Все то, что любят дети, что вы едите с большим удовольствием, оказывается очень вредным и небезопасным продуктом.

Поэтому сейчас ребята, я приглашаю вас в научно-исследовательскую лабораторию «Правдиво о разном». Наши исследователи расскажут вам много интересного (учащиеся заранее готовят материал на заданные темы).

Ученик-исследователь 1.

Знаете ли вы, что в состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников. Сахар, в большом количестве присутствующий в газированной воде, способствует развитию кариеса.

Обычная сладкая газированная вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных растущему организму.

Дорогие исследователи, а что вы можете сказать о жевательных резинках, которые любят многие дети?

Ученик-исследователь 2.

Внимательно изучив этикетки жевательных резинок, которые продаются в магазинах, мы выяснили, что в состав жвачек входят подсластители, красители, ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также у жевательных конфет просто нет конкурентов. В практике детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находили в кишечнике резиновые “камни” из слипшихся разноцветных комочков, образовавшихся от жвачки.

Уважаемые исследователи, а теперь я хочу спросить у вас, не вредны ли для здоровья чипсы и картофель фри?

Ученик-исследователь 3 .

Я хочу сказать, что в картофеле фри и чипсах ученые обнаружили целый ряд вредных веществ, в том числе вещества, которые используются при производстве различных пластмасс и красок. Доказано, что эти вещества оказывают токсичное действие на нервную систему животных и человека.

У детей, которые питаются в основном чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.

Ребята, я надеюсь, что вы прислушаетесь к советам наших консультантов и будете стараться не употреблять эти вредные продукты.

Вывод: Пища должна быть полезной.

18. Д/игра «Вредно – полезно»

Класс делится на 2 команды (КОМАНДА МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК). Играющие должны распределить карточки с продуктами на 2 группы: полезные и вредные: рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, Сникерс, морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб сыр, чипсы, масло, фанта, виноград, яйца, хлеб, варенье, лимонад, молоко, горчица, капуста, творог, кофе).

Пища наших предков с давних времён всегда была легкой, необременительной, они никогда не переедали. В ежедневном рационе преобладали овощи, фрукты, зелень, молоко и молочные продукты, мед, растительные продукты.

Ученик читает стихотворение:

Получен от природы в дар

Не мяч и не воздушный шар

Не глобус это, не арбуз

Здоровье - очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

III . Рефлексия

Что мы выяснили на этом занятии? Продолжите:

Я понял …

Я не буду …

Прочитайте и закончите предложения:

«Чтобы быть здоровым, нужно...».

Как вы понимаете эти слова?

Сегодня на занятии я узнал(а)…

Занятие заканчивается, и я хочу сказать…

Учитель :

Доктору Айболиту очень понравилось наше занятие и то, как вы работали сегодня. Он решил угостить вас самым полезным фруктом.

Какой фрукт самый полезный в мире? (Яблоко)

Учитель угощает детей дольками яблок (или целыми).

Учитель читает стихотворение:

Я желаю вам ребята

Быть здоровыми всегда.

Но добиться результата

Невозможно без труда.

Я открыла вам секреты

Выполняйте все советы

И легко вам будет жить.

Использованные источники:

1.Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

2. А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская « Дидактические игры на уроках».

3. Журнал « Начальная школа» №5 1991г.

4. Иллюстративный материал: набор карточек-лото (овощи, фрукты, ягоды).

5. Лариса Шуфтайкина, «Питание школьников – здоровое питание», http://kedem.ru/, 2011г.

6. «Основы здорового питания», http://www.uvelka.ru/, 2012 г.

7. http://lana-web.ru/zdorovie/pravila_zdorovogo_pitania.html 10 правил здорового и сбалансированного питания.

Оборудование:

Для учителя : рисунок с изображением Айболита, плакат с правилами здорового образа жизни, выставка книг «О вкусной и здоровой пище», презентация “Разговор о правильном питании”, большое яблоко (в зависимости от количества детей, можно 2 яблока), зубочистки или шпажки для продуктов.

Для учащихся : два варианта меню на карточках из приложения, толковый словарь, карточки-лото с изображением фруктов и овощей.

Приложение № 1

1 Завтрак: пряники, конфеты, лапша быстрого приготовления с приправами, сладкий чай.

2 Завтрак

Обед:

Полдник: батончик «Сникерс», фанта.

Ужин:

1 Завтрак: пряники, конфеты, лапша быстрого приготовления с приправами, сладкий чай.

2 Завтрак : шоколадка, пепси-кола (кока-кола, фанта, спрайт).

Обед: 2 кусочка торта, куриный окорочок (копчёный), рожки отварные с кетчупом, какао.

Полдник: батончик «Сникерс», фанта.

Ужин: рыба жареная, картофельное пюре, морковь по-корейски, кофе, пирожное.

1 Завтрак: пряники, конфеты, лапша быстрого приготовления с приправами, сладкий чай.

2 Завтрак : шоколадка, пепси-кола (кока-кола, фанта, спрайт).

Обед: 2 кусочка торта, куриный окорочок (копчёный), рожки отварные с кетчупом, какао.

Полдник: батончик «Сникерс», фанта.

Ужин: рыба жареная, картофельное пюре, морковь по-корейски, кофе, пирожное.

1 Завтрак:

2 Завтрак : груша.

Обед: салат из свежих овощей, щи со сметаной, ёжики в сметанном соусе с отварным картофелем, компот, хлеб ржаной.

Полдник: йогурт, печенье.

Ужин: творожная запеканка со сгущённым молоком, чай с сахаром, хлеб пшеничный, кефир

1Завтрак: каша гречневая с молоком, хлеб пшеничный с маслом, какао с молоком.

2Завтрак : груша.

Обед: салат из свежих овощей, щи со сметаной, ёжики в сметанном соусе с отварным картофелем, компот, хлеб ржаной.

Полдник: йогурт, печенье.

Ужин: творожная запеканка со сгущённым молоком, чай с сахаром, хлеб пшеничный, кефир

1Завтрак: каша гречневая с молоком, хлеб пшеничный с маслом, какао с молоком.

2Завтрак : груша.

Обед: салат из свежих овощей, щи со сметаной, ёжики в сметанном соусе с отварным картофелем, компот, хлеб ржаной.

Полдник: йогурт, печенье.

Ужин: творожная запеканка со сгущённым молоком, чай с сахаром, хлеб пшеничный, кефир

Технологическая карта внеурочного занятия.

Область знаний, класс

Математика 1класс

Тема занятия внеурочной деятельности

Большакова А.В.

Уровень воспитательного результата

Направление/вид внеурочной деятельности

Общеинтеллектуальное, вид деятельности – познавательная.

Форма проведения занятия

Интеллектуальный конкурс

Цели внеурочного занятия

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

закрепление, углубление и расширение знаний по математике, развитие познавательной сферы, а также формирование познавательного интереса у учащихся 1 класса посредством включения их в решение занимательных задач, связанных с жизненным опытом детей

Умение общаться, договариваться, распределять обязанности, построение учебного сотрудничества

Умение работать в группе

Воспитание познавательного интереса к математике; достижение конечного результата опыт участия в конкурсе

Основные виды деятельности

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Развитие познавательного интереса к изучаемому материалу; оценивание своих достижений на занятии.

Умение высказываться в устной; сравнивать и анализировать объекты, выделять главное

Определение цели учебной деятельности с помощью учителя; высказывание своих предположений на основе работы с предложенным материалом; проявление инициативы в учебном сотрудничестве.

Умение оформлять свои мысли в устной речи, договариваться с товарищами, подтверждать аргументы фактами и делать выводы.

Учебно-методическое обеспечение

Модифицированная программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика», является продолжением образовательной программы по системе «Занкова»

Материально-техническое обеспечение

Место проведения: кабинет

Оборудование: компьютер, мультимедийной оборудование, раздаточный материал, конструктор, шкатулка

Организационная структура занятия

Этап 1

Мотивационно-целевой

Цель

Формирование познавательной мотивации по данной теме

Длительность этапа

Создать положительный настрой на занятие с помощью сказочного героя - Царицы Математики, со шкатулкой в руках; показать шкатулку. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего занятия.

Собираются вокруг Царицы - наблюдают, слушают. Выдвигают предположения о теме предстоящего занятия.

Сформулировать тему и цель занятия. Дать мотивационную установку на выполнение задания.

Объединить в группы (жребий: распределение ролей по выбору цвета карточек и обозначений: командир, оформитель а) художник; б) писатель)

Этап 2 Организационно-исполнительский

Цель

Формирование познавательной и творческой активности, навыков мышления, памяти, воображения, речи, оценивание своих достижений и достижений группы

Длительность этапа

Деятельность учителя во время работы

Знакомить с группами, представить жюри (мистеры Минус и Плюс) Провести интеллектуальные конкурсы по плану. Организовать работу групп; подвижная Физминутка, координировать и помогать в работе

Деятельность обучающихся во время работы

Воспринимать задания и анализ итогов жюри, выполнять действия: отгадывание ребусов, загадок, задач - шуток, анализировать и сравнивать, контролировать правильность ответов; выполнять задания в группах, сделать Физминутку.

Деятельность учителя и обучающихся после окончания работы

Создать атмосферу творческого содружества, подвести итоги конкурсов. Наградить команды, выпустить видеоролик «Математический репортаж» - интервью

Этап 3. Рефлексивный

Цель

Формирование навыков рефлексии у обучающихся

Длительность этапа

Деятельность учителя во время работы

Предлагает детям выразить свое эмоциональное настроение в виде рейтинга: самая трудная и интересная тайна шкатулки.

Деятельность обучающихся во время работы

Прикрепляют знаки + и – на доске около обозначений конкурсных заданий

Деятельность учителя и обучающихся после окончания работы

Просмотр видеоролика

Разработка занятия внеурочной деятельности

Тема: «Мой лучший школьный друг».

4 класс Карнаух Наталья Владимировна, учитель начальных классов

Тип занятия : Занятие - открытие новых знаний.

Ведущая форма организации занятия : групповая.

Виды деятельности:

    игровая;

    познавательная;

    проблемно-ценностное общение.

Цель: создание условий для формирования у учащихся основы духовно-нравственного воспитания через формирование понятий «дружба» и «настоящий друг».

Воспитательные задачи: воспитание нравственных чувств и этического сознания в процессе коммуникативной деятельности.

Развивающие задачи: развитие умения думать, умения общаться и взаимодействовать

Обучающие задачи: приобретение представлений о понятии « дружба» и её ценности.

Формирование УУД:

    личностные : ценить и принимать базовые ценности «дружба», «настоящий друг»; умение соотносить события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях;

    регулятивные: определять цель учебной деятельности, мотивационная установка на занятие и позитивное общение;

    п ознавательные: уметь обрабатывать, извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, видео; выстраивать логические цепи рассуждений;

    коммуникативные : уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал для работы в группах.

Ход занятия

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.

Здравствуйте, ребята. Очень рада видеть вас на нашем занятии всех здоровыми, в хорошем настроении. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу и пожелайте мысленно своим друзьям всего хорошего!

Я думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом. А начнем мы его с небольшой притчи.

2. Постановка темы и цели занятия.

Учитель под музыку рассказывает притчу.

« Один юноша очень гордился тем, что у него много друзей. Когда он встретил свою любовь и решил жениться, подготовкой к свадьбе занимался его отец. Кроме прочего, отец также рассылал приглашения. Наступил день свадьбы, но никто из друзей жениха так и не пришёл. Парень рассердился и спросил у отца:

Почему ты не пригласил моих друзей?

Отец ответил:

Я пригласил. Но в письма я вложил не пригласительные открытки, а записки с просьбой о помощи » .

О чем эта притча, ребята?

Примерные ответы детей:

О дружбе, настоящих друзьях, как проверить настоящий ли друг.

Почему не пришли друзья?

Не захотели, не смогли помочь

Настоящие ли это друзья? (Нет.)

А у вас есть в школе лучший друг? Да.

- Как, по-вашему, поступил бы он в такой же ситуации? Пришел (не знаю).

А важно ли для вас узнать ваш друг настоящий или нет? Зачем это нужно?

(Конечно. Для того, что бы быть уверенным, что друг никогда не предаст, не подведет)

- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Попробуйте определить тему и поставить цель перед собой.

(Мы будем говорить о дружбе, о том, кто такой настоящий друг.)

- Правильно, ребята, сегодня на занятии вы должны решить для себя, что же такое дружба, кто такой настоящий друг и можно ли таковым назвать вас. И тема сегодняшнего занятия «Мой лучший школьный друг».

Кто верит в дружбу горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба. Представьте себе весы. На одной чаше дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее? Почему?

Примерные ответы детей:

- Конечно, перевесит дружба. Деньги когда-нибудь закончатся, а дружба нет.

Конечно деньги. Дружба это не навсегда

3.«Мозговой штурм». Работа над понятием «дружба».

- Что же такое дружба? Поработайте в группах и представьте, пожалуйста, общее мнение.

Примерные ответы детей:

- Д ружба - это когда человеку доставляет радость делать добро другому, и тот другой испытывает к нему те же чувства.

- В толковом словаре дается такое определение: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

    Взаимное доверие - это желание полностью отдать себя в руки другого человека.

    Общность интересов - это когда люди обмениваются идеями и мыслями об общей страсти.

    Привязанность - это чувство близости, основанное на глубокой симпатии, преданности.

- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Недаром о дружбе сложено много пословиц и поговорок. Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Примерные ответы детей:

    Дружба - великая сила.

    Маленькая дружба лучше большой ссоры.

    Друга на деньги не купишь.

    Дерево держится корнями, а человек друзьями.

    Нет друга - ищи, нашёл - береги.

    Старый друг лучше новых двух.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Молодцы, ребята! А сейчас мы услышим еще несколько пословиц. Соберите их в группе и не забывайте, что та команда, в которой будут работать дружно, справится с заданием быстрее.

4. Игра "Собери пословицы".

1 группа

Без беды друга не узнаешь.

2 группа

Говорить правду - терять дружбу.

3 группа

Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.

Молодцы ребята! А объясните смысл последних пословиц в каждой группе.

Примерные ответы детей:

    Друзья не должны друг друга обманывать.

    Чтобы не потерять друга иногда нужно не говорить правды

Так все-таки правду настоящему другу говорить надо или нет?

Какое решение будет верным? Сказать правду – человек может обидеться, не понять, можно стать врагами? Не сказать – человек так и не узнает, что он поступает неправильно, и зачем тогда нужны друзья, если нельзя сказать все друг другу в глаза?

Давайте устроим небольшой диспут. Каждая группа подберет аргументы для доказательства своей пословицы.

Примерные ответы:

Идеальный вариант, когда вы начинаете издалека и рассказываете как бы о ком-то другом, кто делает точно такую же ошибку, или рассказываете, что вы когда-то читали в одной из книг... Таким образом, человек вас скорее услышит и задумается.

Вывод: Каждый раз, когда вы стоите перед выбором – говорить, не говорить, нужно помнить следующее:

иногда правда бывает полезной, а иногда бесполезной, правда может сломать человека, так что иногда лучше и промолчать;

задайте сами себе вопрос: «А кому и какая польза будет от этой правды?»;

ставьте себя на место другого человека, как бы вы на его месте восприняли такую информацию и восприняли бы вообще;

не говорите правду сгоряча, особенно в конфликтных ситуациях, выждите, подберите нужные слова. – важно быть не только честным, но и тактичным человеком

- На жизненном пути вы встречаете разных людей, хороших и плохих, благородных и беспечных, добрых и злых. Как же среди такого множества людей найти настоящего друга?

Я предлагаю группам выбрать 10 качеств, которыми должен обладать настоящий друг и записать их на лепестках ромашки.

5. Игра "Ромашка".

Качества человека:

Аккуратный, бесстрашный, воспитанный, заботливый, красивый, мудрый, надежный, образованный, опрятный, ответственный, понимающий, порядочный, преданный, с чувством юмора, самостоятельный, скромный, способный принимать твои недостатки,

стеснительный, трудолюбивый, уважающий тебя, умеющий прощать , умеющий слушать и слышать , умный, храбрый, честный, щедрый.

Какие замечательные у вас получились ромашки!

Учитель прикрепляет их к доске.

Вывод: Ученые - психологи тоже выделили 10 качеств, которыми должен обладать настоящий друг. Давайте посмотрим, совпало ли ваше мнение с их.

Заботливый, надежный, понимающий, преданный, с чувством юмора, способный принимать твои недостатки, уважающий тебя, умеющий прощать, умеющий слушать и слышать, честный,

6. Ситуации для обсуждения

Ситуация 1. Ваша лучшая подруга сделала новую прическу, которая, по-вашему, ей совершенно не идет. Скажете ли Вы ей, что она Вам не нравится? О каком качестве идет речь? (Честность)

Ситуация 2. Твой друг сунул тебе в портфель своего домашнего хомяка, решив над тобой пошутить. Как поступите вы? (Чувство юмора)

Ситуация 3. Вы с другом поссорились. Твои действия (Умение прощать)

Ситуация 4. Друг болел неделю, когда он пришел в школу Вася накинулся ему на шею со словами: "Как я скучал, где же ты так долго пропадал!" (Забота)

Ситуация 5. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду. (Способность принимать недостатки)

Ситуация 6. Папа подарил Володе на день рождения новые марки. Вова показал их своему приятелю и радостно сообщил:

Вот какие марки! Классная графика! Тебе нравятся?

Да у меня таких навалом! – захохотал друг. – Что в них такого особенного? Они никаких ценностей не представляют. Вот хочешь, я тебе покажу мои? (Взаимное уважение)

Вывод: Правильно, ребята, настоящий друг - это

если друг твой болен

И не может в школу приходить, -

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год…

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит.

Тот, кто не обманет, не продаст.

7. Итог занятия. Рефлексия

Итак, ребята, о чем мы сегодня узнали? (Ответы детей)

У каждого из вас есть цветок. Подумайте и напишите в центре цветка своё имя, на лепестке – черту своего характера, которая вам очень помогает в дружбе. А потом переверните цветочки и с обратной стороны на листочках напишите такую черту характера, какую вы в себе хотели бы воспитать, которой не хватает для того, чтобы ваша дружба была самой крепкой.

Кто не постесняется назвать эти качества?

А что нужно делать для того, чтобы стать таким человеком?

Прикрепите эти цветочки на доске. Посмотрите, ребята, у нас получился красивый цветущий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. А наше занятие подошло к концу.

Понравилось оно вам? А насколько понравилось я сейчас услышу. Давайте дружно вместе споем песню о дружбе! Готовы? (Дети вместе с учителем поют песню о дружбе.)